Дореволюционные и современные трезвеннические братства в России: что изменилось? - Братство Трезвение

Дореволюционные и современные трезвеннические братства в России: что изменилось?

А.М. Копировский.
 
Доклад на Четвертой международной научно-практической конференции «Алкоголь в России», Иваново, 25 — 26 октября 2013 г.

Объединения трезвенников в 1859 – 1917 г.

Предложение противостоять алкогольной зависимости не в одиночку, а коллективно впервые прозвучало в проповедях св. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в конце IV века.Он говорил: «…многие составляют товарищества для гуляния и пьянства. Составляй, человек, товарищества, для того, чтобы истреблять страсть к пьянству; такие товарищества благодетельны для узников, для находящихся в скорбях…»[1] К сожалению, неизвестно, создавались такие общества на самом деле или они так и остались только в проповеди этого великого святого.

В России первые объединения людей в борьбе с пьянством, как известно, появились только в 1859 году, во время народного бунта против откупной системы, следствием которой было производство алкоголя самого низкого качества. Эти общества трезвости стихийно возникли в Литве, затем еще в нескольких губерниях России. Однако они были сразу же запрещены правительством, защищавшим откупную систему, и закрыты[2]. Никаких документов о подробностях их деятельности не сохранилось. Видимо, таких документов и не было, поскольку единственной целью этих обществ был коллективный отказ их членов от употребления поставляемой откупщиками водки ради ликвидации самих откупов. Их усилия увенчались успехом, откупная система была отменена, поэтому названные общества трезвости впоследствии не возродились.

Однако спустя всего несколько лет начали появляться общества трезвости нового типа, которые создавались на постоянной основе. Одним из первых, наиболее интересным и наиболее успешным (за восемь лет число его членов превысило 1000 человек), стало знаменитое «согласие трезвости», созданное в 1882 году в с. Татево Смоленской губернии пионером трезвеннического движения в России Сергеем Александровичем Рачинским (1833 – 1902). Глубоко верующий и при этом высокообразованный человек (доктор наук, профессор кафедры физиологии растений Московского университета), С.А. Рачинский видел в пьянстве главное препятствие для распространения в народе образования и, следовательно, для изменения всей народной жизни. Борьбу с пьянством он стремился поставить на церковную основу и прямо связывал ее с жизнью местного прихода. Он предлагал давать обет трезвости (главный стержень его системы), и не просто в храме, что сделал он сам и делали его последователи, но на исповеди у священника, перед иконой, с внесением имени принявшего обет в храмовую «Книгу трезвости», а в случае нарушения обета накладывать на виновного церковное наказание – епитимью.

Необычным в его деятельности было то, что он не только призывал к традиционным церковным формам воздействия на подверженных алкоголизму людей, но искал и находил новые формы отношений между ними. Членов прихода он призывал противостоять пьянству, объединяясь уже не просто в общества, а в церковные братства трезвости. Отмечая, что светские общества трезвости обычно занимаются сугубо внешними акциями – от шумной агитации до попыток изменения законодательства, он считал такую деятельность на русской почве фальшивой и бесплодной. В своем знаменитом «Открытом письме» 1889 г. он писал: «Не быстрое увлечение масс, а внутреннее возрождение личностей – цель наших усилий. Поэтому наши общества трезвости должны быть ограничены кругом личного взаимного воздействия их членов, должны быть прочно связаны с существующей в России нравственной единицей – приходом. Не механическая помощь всероссийских подписок нужна нам, но живая взаимная братская помощь людей живущих бок о бок, ежедневно видающихся. Только тут, в этих скромных кругах действия, братская любовь может воплотиться в истинно жизненное дело, терпеливое и медлительное, но непрерывное, но плодотворное и прочное. Приходит мне на мысль, что наши скромные союзы уместнее было бы назвать не «обществами трезвости», а «братствами». Слово это освящено историей нашей церкви и лучше выражает сущность этих союзов»[3]. Создаваемые в соответствии с этими принципами небольшие братства на основе церковных приходов, в которых главным было молитвенное и непосредственное общение друг с другом тех, кто дал обет воздержания от спиртного (обычно на определенный срок, вначале – на полгода или год), своего рода филиалы татевского, стали распространяться и за пределами Смоленской губернии.

10 августа 1889 г. был издан циркулярный указ Св. Синода, в котором, в частности, говорилось: «…православное духовенство и само лично, и при помощи обществ трезвости, приходских попечительств, церковных советов, при непосредственном и деятельном вспомоществовании со стороны епархиальной власти, должно выступить на неустанную борьбу с пьянством и всеми силами содействовать искоренению пристрастия в народе к спиртным напиткам»[4]. Это способствовало быстрому распространению таких обществ (отметим: все-таки обществ, а не братств – АК) по всей стране. В 1912 году их число достигало 2 тысяч[5]. Относительно общего числа приходов (ок. 55000) и монастырей (более 1000) количество трезвеннических обществ в России выглядело заметным: 1 общество на прибл. 20 приходов и монастырей (учитывая значительное количество светских обществ трезвости, в которые входили в подавляющем большинстве православные церковные люди, эту цифру следует существенно увеличить). Причем необходимо учитывать, что это был результат всего лишь 30-летних усилий.

Рассмотрим основные направления деятельности таких обществ на примере центра православной трезвости – Александро-Невского общества трезвости в Санкт-Петербурге. Оно было организовано в 1898 году священником Александром Рождественским (1872 – 1905), «апостолом трезвости», как его называли современники. Задачи общество ставило очень широко: преображение всей жизни человека через «устранение самих причин и условий зарождения нетрезвости»[6]. Деятельность общества состояла поэтому в чрезвычайно активной проповеди трезвого образа жизни в храмах, организации паломничеств и огромных крестных ходов (около 30 в год, с участием до 100000 человек в каждом), сопровождаемых усиленной молитвой народа об избавлении от пьянства. Кроме того, проводились регулярные внебогослужебные беседы о трезвости, издавались книги, журналы и газеты трезвеннической тематики (более 2 млн экземпляров). Общество создавало выставки и антиалкогольные музеи, проводило литературные вечера, создавало народные хоры церковного и светского пения, библиотеки, школы, был даже свой детский сад. Обществом открывались благотворительные столовые и чайные, амбулатории и больницы для лечения больных алкоголизмом, мастерские для их трудовой адаптации. Ежегодно в общество вступали десятки тысяч людей. «Трезвых обещаний», которые давались в храме общества (церковь Воскресения у Варшавского вокзала), уже к 1910 году было около 700 тысяч[7]. К сожалению, нет сведений о результатах этих обещаний.

В 1914 году общество стало называться Всероссийским Александро-Невским братством трезвости. Однако размах его деятельности, стремление приобщить к трезвости большие массы людей привели к тому, что понятие «братство» имело здесь слишком широкий, во многом внешний, по существу – церковно-государственный характер. С братствами С.А. Рачинского, предполагавшими в первую очередь постоянно личное общение своих членов, сходства у Александро-Невского братства практически не было. В том же 1914 году в связи с началом Первой мировой войны свободная продажа спиртных напитков в России была запрещена, и Александро-Невское братство стало неактуальным, фактически завершив свое существование как братство трезвости. Многие его планы (создание Дома трезвости с музеем, институтом, залом для лекций и чтения, устройство приюта алкоголиков и ночлежки для них) остались незавершенными. Сразу после революции, в 1918 году, в связи с принятием закона об отделении церкви от государства это братство было закрыто, его имущество конфисковано[8]. Одновременно были закрыты и все остальные трезвеннические братства и общества, существовавшие в России, поскольку деятельность большинства из них была связана с церковными приходами и, следовательно, они считались церковно-государственными учреждениями. Едва ли не единственным исключением была трезвенническая мирянская община «братца Иоанна Самарского» – И.А. Чурикова в Петрограде [9]. Поэтому возвращение в 1925 году Сталиным к открытой продаже водки как новой государственной политике не встретило в православном народе никакого организованного сопротивления.

Подведем итог первому этапу движения за народную трезвость, связанному с созданием широкой сети обществ и православных братств трезвости. Нельзя не отметить, что их успех определялся прежде всего тем, что они опирались, с одной стороны, на живую христианскую веру большинства населения, согласно которой пьянство всегда признавалось грехом, а с другой – на множество церковных приходов, имевших прямую государственную поддержку. После революции начался массовый отход от веры, соответственно, исчезло и понятие греха перед Богом. Приходы же не просто потеряли поддержку государства, но стали объектами прямых гонений со стороны большевистской власти, стремившейся упразднить церковь. Поэтому существование трезвеннических организаций в прежнем качестве в первый послереволюционный период истории России стало невозможным. 


Новый этап трезвеннического движения: братства и общества в 1991 – 2013 г.

Лишь более чем через 70 лет, после отмены советского законодательства о культах в 1991 году, стало возможным возрождение церковных обществ трезвости. Общества приходского типа создаются в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов страны. Их объединило Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» с центром в Екатеринбурге (председатель – протоиерей Игорь Бачинин), к нему присоединились еще более На заседании конференции60 братств. Их целью является «утверждение трезвости в народе», а средством – его «духовно-нравственное просвещение… возрождение духовной жизни»[10]. Сформулированы и основные направления деятельности этих братств.

Они:

1.      Совершают совместную молитву (т.е. участвуют в общем храмовом богослужении).

2.      Проводят индивидуальные консультации и беседы с зависимыми («страждущими») и их родственниками.

3.      Создают и проводят курсы по избавлению от алкогольно-табачной зависимости.

4.      Организуют помощь людям, окончившим эти курсы (трудоустройство и т.п.).

5.      Возрождают принесение обета трезвости.

6.      Осуществляют религиозно-просветительскую деятельность[11]. 

Очевидно, что современные православные братства трезвости действуют, в основном, в той же парадигме, что и дореволюционные, включая тесное сотрудничество с государственными и общественными органами[12]. Однако эти органы в России сегодня отделены от церкви по закону, абсолютное большинство их работников членами церкви не являются. Это принципиально отличает их от дореволюционных властных и общественных структур и накладывает определенные границы на сотрудничество с ними. 

Кроме того, количество современных приходских братств и обществ трезвости в абсолютном выражении почти в 30 раз меньше того, которое было до 1917 года, тогда как численность населения Российской Федерации сегодня практически соответствует численности населения Российской империи накануне ее падения. При соотнесении количества трезвеннических братств и количества приходов и монастырей РПЦ (в 2013 году, соответственно, ок. 33500 и более 800) оказывается, что 1 братство приходится теперь примерно на 500 приходов и монастырей, что исключает сколько-нибудь заметное влияние этих братств на церковное сознание.

Третье отличие: динамика роста братств трезвости и численности их членов на сегодняшний день крайне незначительна. Это является следствием в первую очередь 70-летнего государственного подавления религии в СССР, приведшего к расцерковленности большинства населения нашей страны, но также и весьма вялой проповеди трезвого образа жизни в современных православных приходах. В большинстве их она просто отсутствует. Примеры священников и архиереев, полностью отказавшихся от алкоголя, если и существуют, то практически неизвестны. Нельзя не вспомнить в связи с этим слова С.А. Рачинского о том, что без заразительного личного примера борьба за трезвость обречена на провал: «В полном воздержании есть красота, ибо оно ободряет других, дает им силу побеждать в себе даже крайнюю неумеренность, застарелую привычку к спиртным напиткам. Это я испытал на опыте. Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи»[13]. Пока этого нет или почти нет, предполагать, что приходское трезвенническое движение сможет существенно расшириться, вряд ли обоснованно. Буквально в последние месяцы к этой проблеме было проявлено внимание священноначалия РПЦ: по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы[14]. Но будет ли это началом серьезного сдвига в решении острейшей для членов православных приходов, ряда священников и даже епископов проблемы трезвости, покажет время.

Особенно нужно отметить все более глубокое осознание того, что «лобовые» атаки на алкогольную зависимость малоэффективны. Причины этого в российском обществе раскрываются, в частности, в очень интересной статье О.В. Майоровой, глубоко раскрывающей проблему пьянства. Она пишет: «По сути, пьяница был полезен для общины, подавая пример, как не надо себя вести. Требования этики соблюдены: непристойное поведение пьяного осуждается, он теряет уважение окружающих. С другой стороны, осужден он будет, когда протрезвеет, а пока он пьян, его антиэтическое поведение одобряется. Пьяный более социально приемлем, чем трезвый. В состоянии трезвости он видит только спровоцированный окружением стыд и собственное чувство вины, по сравнению с чем алкогольное опьянение позитивно»[15].

Такое отношение к пьяному, а также и к пьянству, к сожалению, сохраняется по сей день. В условиях двойной морали понятия стыда и вины принципиально искажены, и тогда даже борьба с алкоголизмом, если она ведется непоследовательно, может оказаться лишь частью культуры потребления алкоголя. Не секрет, что подобный подход существует и в церковной среде. В ней отнюдь не в шутку бытует выражение: «Кто не пьет, тот не православный» (вариант: «Кто не пьет, тот в прелести»); некритично цитируется приписанное составителем «Повести временных лет» святому князю Владимиру выражение «Руси есть веселие пити, не можем без того быти» и т.п.

Резервы даже «официальных» форм приходской трезвеннической деятельности далеко не исчерпаны. Однако наряду с ней становится актуальной и деятельность православных братств, непосредственно не относящихся к тому или иному приходу, каким изначально было братство С.А. Рачинского. К ним относится, например, небольшое братство «Трезвение», действующее с 2004 г. в границах Преображенского содружества малых православных братств в Москве и некоторых других городах России[16].

Несколько слов о его опыте. Девизом братства стали слова апостола Павла: «Борьба у нас не против плоти и крови, но… против духов злобы на небесах» (Еф 6:12), а символом – св. Георгий, поражающий змея.

Сейчас нелегко вспоминать трудности и сомнения, которые предшествовали созданию братства. На первую встречу в феврале 2004 года пришло больше 300 человек, но через два-три месяца их осталось около 30. Тем не менее, решено было продолжить прикладывать усилия к продолжению его деятельности. Это позволило увеличить численность членов братства до 100 человек, а главное – сделать его состав стабильным. Членами братства стали сознательно пришедшие в православную церковь люди, объединившиеся в Преображенское содружество малых православных братств, которым, не удалось до конца решить свои проблемы с той или иной химической зависимостью. Также те, у кого в ближайшем окружении есть люди с зависимостью. И, наконец, не имеющие зависимостей, но желающие помогать первым и вторым. Ведущим стал подход, который вдохновлял, а не унижал. В основу его были положены, с одной стороны, слова Христа об «узком пути» спасения («Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7:14)). С другой – понимание того, что «сужать» путь можно только для самого себя. Члены братства далеки от мысли, что средствами для этого могут быть принуждение, запугивание, психологическое и прочее давление. Поэтому в изданиях братства нет привычных «страшилок» вроде количества спирта на душу населения или печени алкоголика в разрезе. Главным стал гораздо менее известный, но действенный путь к трезвости –через трезвение.

В деятельности братства термин «трезвение» понимается в изначальном, святоотеческом смысле этого слова – как духовное бодрствование, внешнее и внутреннее очищение и просветление всей жизни, обращенности ее к Богу. Стремление к нему неизбежно оказывает влияние на практическую трезвость, т.е. на полное или частичное освобождение от алкогольной и других зависимостей. Одним из самых существенных открытий для многих желавших вступить в братство стало понимание того, что трезвение – это гораздо больше, чем трезвость.

У братства нет устава, но есть принципы жизни. Это, прежде всего, отказ от употребления алкоголя и табака, а также от их распространения в любой форме, и даже шуток на эти темы. Затем, не более чем через год нахождения в братстве, его члены принимают четыре обета трезвения на срок от 1 года и более, на всю жизнь. Это «сухой закон» и поддерживающие его аскетические упражнения: двухразовое питание, выучивание главных литургических молитв наизусть и ежедневное чтение каждым 100 Иисусовых молитв о собственном трезвении – «сотница».

Братство ежемесячно собирается на общие собрания. На них, за исключением последней части, касающейся собственно братских проблем, могут присутствовать все желающие. Собрания начинаются с краткого богослужения, обычно утрени (со священником или, если он отсутствует, мирянским чином). В общую молитву включаются прошения о членах братства, а также о тех зависимых людях и их близких, которые особенно нуждаются в молитвенной помощи в данный момент. Основная часть собрания – устное сообщение (доклад) о трезвении в той или иной области жизни: от проблем в исполнении обетов трезвения до воспитания детей, восприятия произведений литературы и искусства и т.п. с последующим его обсуждением.

Кроме общего собрания, члены братства примерно раз в месяц встречаются в малых группах от 5 до 15 человек. Организуются специальные открытые встречи, чаепития с зависимыми людьми. Практикуются поездки в другие города, поскольку за время существования у братства появилась своя «география». К москвичам присоединились небольшие группы из Твери, Архангельска, Санкт-Петербурга, Коломны, Рязани, Тулы, Воронежа, Екатеринбурга, Пскова. Вместе с тем, братство не стремится во что бы то ни стало к увеличению количества своих членов, ставя более важной целью распространение опыта трезвения, в частности, исполнения обетов трезвения, на других членов церкви.

Для этого братством два раза в год выпускается газета «PRO-Трезвение» (700 экз.), изданы краткая симфония (перечень текстов) на темы трезвости и трезвения в Священном писании, ряд брошюр по актуальным проблемам трезвения, действует сайт «Nepsis.ru» («nepsis» – по-греч. трезвение). Несколько раз руководство братства участвовало в трезвеннических конференциях Русской православной церкви.

Многие члены братства, а иногда и нецерковные члены их семей за эти годы перестали употреблять алкоголь и табак, что было серьезным свидетельством правильности избранного направления не только для других, но и для них самих.

Можно предположить, что подобные относительно небольшие, единые духовно, созданные на подлинно братской основе сообщества, непосредственно опирающиеся на церковную традицию, также имеют большие перспективы в борьбе с алкоголизмом в нашей стране.

Использованные источники

1. Иоанн Златоуст, свят. Творения. Т. 11. Книга вторая. Толкование на второе послание к Тимофею. Беседа 1. СПб., 1905. С. 762.

2. Колокол. Газета А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Ч. II, лист 44, 1 июня 1859 г. С. 364–365. См. также: Гусев Г.В. Социально-педагогическая деятельность С.А. Рачинского в контексте трезвенного движения РПЦ //Духовные традиции усадебной культуры рода Воратынских // Сб. материалов Всероссийского научного семинара. – Тамбов, 2005 http://trezvenie.org/literature/history/full/&id=101.

3. Рачинский С.А. Открытое письмо. Приложение № 50 к журналу «Церковные Ведомости», издаваемому при Святейшем Синоде, 1889 г.

4. Цит. по: Анна Кропоткина. Общества трезвости рубежа XIX – ХХ века: возникновение, устройство, уставы // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/59515.htm.

5. Гусев Г.В.. Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (конец XIX – начало ХХ в.) // Вестник ПСТГУ. IV. Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1(16). С. 68. См. также: Зарембо Н.Г. Общества и братства трезвости при церквах в начале XX века (на примере Санкт-Петербурга) // Православный экономический вестник «Приход», №4 (106), 2012 г.

6. Гусев Г.В. Социально-педагогическая деятельность С.А.Рачинского в контексте трезвенного движения Русской Православной Церкви. Цит., см. выше, 2.

7. Керзум А. П. Александро-Невское общество трезвости в Санкт-Петербурге, http://hram-varshavka.ru/Aleksandro_nevskoe_obschestvo_trezvosty.html.

8. Там же.

9. «Имя мое грешное помяните …» Сост. С.Ю. Паламодов. СПб, Алетейя, 2011. См.: http://pdf.zone-x.ru/001%5C551%5C114.pdf.

10. Как создать общество трезвости на приходе. Глава 2. Общества трезвения сегодня. http://trezvenie.org/obschest/.

11. Там же.

12. Устав Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». http://trezvenie.org/commune/. См. также: Прот. И. Бачинин. http://trezvenie.org/literature/author/full/&id=9535.

13. Письма С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости. Первая часть. Письмо VIII.http://trezvenie.org/trezvenie/ideology/pravoslavie/full/&id=691%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B0.

14. Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы, http://www.patriarchia.ru/db/text/1293881.html. Деятельность обществ трезвости: традиция и современность.

15. Майорова. О.В.Стыд и вина в эмоциональном мире лица, больного алкогольной зависимостью // Диалог отечественной светской и церковной образовательных традиций. Покровские чтения 2004 – 2005 г. СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.  http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/maiorova.php.

16. Сайт православного братства «Трезвение», http://nepsis.ru/bratstvo/kto-my/29-chto-takoe-btr.html.

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.